Утром в понедельник за нами заехала машина, и отвезла к синагоге на Щекавицкую. Добрались до Одессы, там переночевали, и двинулись на границу с Молдовой. На КПП Староказачье проблема: вас выпустим без проблем, но водителей не можем. Договаривайтесь, чтобы со стороны Молдовы подогнали автобус, а вы перейдете границу пешком. Большинство пассажиров могли это сделать, но не моя мама и 26-летняя девушка с ДЦП.
В итоге поехали на другой переход — Паланка. Ждали там почти до полуночи, и когда уже началась истерика, подъехали три автобуса и молдавские пограничники помогли перенести лежачих. Так в грузовом автобусе, на одеялах доехали до Кишинева.
Молдавская солидарность
В Молдове нас определили в небольшой отель, в квартале от синагоги, бесконечно благодарна ее волонтерам. На следующий день пришли врачи, проверили состояние мамы, расспрашивали, что и как, если требуется медикаментозная помощь — без проблем, нужно в больницу — положим.
Еще вспомнилось. Нам в основном давали макароны, а мама у меня диабетик, ей нельзя. И готовить негде. Я пошла в супермаркет — купить гречневые хлопья, которые просто заливаются горячей водой. В общем, заблудилась, и тут подходит женщина в возрасте — я ей объяснила, что не местная, из Киева, и тут она как начнет: да будь проклят этот Путин, будь проклята эта война! Рассказывает, что ее сестра из Тюмени убеждает, что «работают» исключительно по военным объектам, гражданские не страдают. «А ты приезжай сюда, посмотри на этих детей, на женщин — они приехали голые, босые», — пытается «молдаванка» ее переубедить. И продолжает: «Закончится все это, а я знаю, что оно закончится, и Украина победит — отправлю свою пенсию на восстановление». И тут просто достает из кошелька деньги — купи, говорит, маме, что надо. Я отказываюсь, у меня же есть, слава богу, украинская карточка. Нет, говорит, возьми, потому что никто не знает — я вот в центре Кишинева живу, а вдруг мне с одной сумкой придется отсюда убегать. Если вы их не остановите, у нас может быть то же самое.
И то правда, у них же Приднестровье под боком. С одной стороны, чувствуешь себя нищей, с другой — понимаешь, что человек готов с тобой поделиться от всей души. Бог посылает таких людей. Есть много чудес, которые мы можем назвать совпадением, и тем не менее.
И о собачке нашей заботились — Соня Сотник помогла сделать паспорт, прививки, тут же связалась ветеринаром, вызвала и оплатила такси… Врач посмотрел, чипировал, но через пару дней 11-летний кобель начал кашлять — он сердечник. Я снова звоню Соне — записала меня к кардиологу-ветеринару, лично договорилась с хозяином клиники, вызвавшей нужного врача в ее выходной! И эта женщина специально пришла, чтобы посмотреть мою собаку.